07.02.22
Русская народная сказка «Несмеяна — царевна».
03.02.22
02.02.22
Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А.;Барто, В.;Осеева.
01.02.22
31.01.22
С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».
Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума».
27.01.22
24.01.22
Читать книгу И.Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А"
19.01.22
27.12.21
Читать
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Вопросы:
Как звали жениха молодой царевны?
Что приказала сделать мачеха своей служанке Чернавке?
Куда вышла из лесу молодая царица?
Кто оказался хозяином терема?
Какое животное попыталось защитить молодую царевну, не позволить ей съесть отравленное яблоко?
Кто сказал Елисею, где находится его невеста?
28.12.21
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Вопросы:
Как встретили Гадкого утенка все остальные обитатели птичьего двора?
Куда попал Утенок, когда сбежал с птичьего двора?
Где все-таки провел всю долгую и холодную зиму Утенок?
Почему величавые белые птицы, плавающие в пруду, не заклевали Утенка, а приняли его в свою стаю?
2 четверть
13.12
Играют волны, ветер свищет…
Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф ф
Фонарём висит луна,
Фея-ночь чудес полна:
Филин ухал – всех пугал,
Фыркнул ёжик: "Вот нахал"
Б. Житков Светофор
Мы остановились, и все другие автомобили остановились и трамвай остановился. Я спросил:
—Почему?
Мама объяснила:
—Вон, видишь, красный фонарик? Это светофор.
На проволоке над улицей я увидел фонарик. Он горел красным светом.
- И долго мы стоять будем?
- Нет. Сейчас вот проедут, кому через улицу надо переезжать, и поедем.
И все смотрели на красный фонарик. Вдруг он загорелся жёлтым светом, а потом зелёным. И мы поехали.
Потом ещё раз на улице горел красный фонарик. Я уж знал, зачем он горит, и закричал:
- Дядя, стойте! Красный огонь!
Шофёр остановил машину, оглянулся и говорит:
- А ты молодчина!
Мы ещё раз остановились, а огонька вовсе никакого не было. Только я увидел высокого милиционера в белой фуражке и в белой курточке. Он поднял руку вверх.
Когда он махнул рукой, мы поехали.
14.12
В тесноте, да не в обиде. Буквы Ь, Ъ.
Буква есть, её мы пишем,
А читаем – звук не слышим!
Что такое? Как же так?
Что за буква?____
Л.Н. Толстой Правда всего дороже.
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.
Никто не видал.
Отец пришел и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал.
15.12 - 16.12
Согласные звуки и буквы»
Необходимо запомнить:
- В русском языке 33 буквы.
- 10 гласных букв и 21 согласная буква.
- В русском языке 42 звука.
- 6 гласных звуков и 36 согласных звуков.
- Согласные бывают твёрдые и мягкие.
- Мягкость парных согласных звуков обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, и, или мягкий знак.
- Твёрдость согласных звуков обозначается буквами А, О, У, Ы, Э.
Признаки согласных звуков.
- Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
- При произнесение согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
- Согласный звук образуют слог только вместе с гласным звуком.
Три калача и одна баранка (Рассказ)
Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну баранку, вдруг стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
- Какой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сразу съесть одну баранку.
Константин Льдов Господин учитель жук
Как-то летом на лужайке Господин учитель Жук Основал для насекомых Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки, Пчёлы, осы и шмели, Муравьи, сверчки, козявки На урок к Жуку пришли.
"«А» — акула, «Б» — букашка, «В» — ворона, «Г» — глаза… Шмель и муха, не болтайте! Не шалите, стрекоза!
«Д» — дитя, «Е» --единица, «Ж» — жаркое, «З» — зима… Повторите, не сбиваясь: «И» — игрушка, «К» — кума!
Кто учиться хочет с толком, Пусть забудет в школе лень… «Л» — лисица, «М» — мартышка, «Н» --наука, «О» — олень.
«П» — петрушка, «Р» — ромашка, «С» — сверчок, «Т» — таракан, «У» — улитка, «Ф» — фиалка, «X» — ходули, «Ц» — цыган".
Так наш Жук, махая розгой, Учит азбуке стрекоз, Мушек, мошек и козявок, Мурашей, шмелей и ос.
05.12
С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».
Звуки [й’у], [’у]. Буква Ю ю
Звуки [й’у], [’у]— гласные
Гласный звук бывает ударный и безударный.
Буква Ю обозначает два звука [й’у], [’у]
ЗАПОМНИТЕ: Буква Ю обозначает [й'у], если стоит после гласного или в начале слова и звук [у], если стоит после мягкого согласного.
ЗАПОМНИТЕ: буква Ю всегда указывает на мягкость предыдущего согласного.
«Сказка про глупого мышонка». Написал её известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак.(читать и пересказывать).
Сделать вывод : смысл сказки в том, что маленький ГЛУПЫЙ мышонок отказывается слушать мамину колыбельную, ему не нравится её писк.
Естественно, мышонок ещё глуп, потому, что мал. Каждый ребёнок должен слушаться и, главное, доверять своей маме.
Не все, кто сладко поют, вам друзья.
06.12
Делу время – потехе час.
Звук [ц]. Буква Ц ц
Звук Ц — всегда твёрдый.
Буква Ц обозначает глухой согласный звук [ц].
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, краткое изречение, несущее обобщённую мысль, вывод.
Делу время – потехе час-эта пословица рассказывает о том, что делу нужно уделять больше времени и сил, нежели отдыху и развлечениям.Поэтому очень важно правильно распределять своё время.
Читать слоги со звуком [ц].
ЦА, ЦО, ЦИ, ЦУ, ЦЕ, ЦЫ,
Главное правило на слог ЦЫ – в русском языке только несколько слов пишется с буквой Ы.
«Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц»
ВАЖНО запомнить, что слогов ЦЯ, ЦЮ и ЦЁ не бывает.
Значит, если в словах слышится, после согласного Ц гласный Я, то всегда нужно писать с буквой А – ЦА. А если в словах после согласного Ц слышится гласный Ю, то всегда нужно писать У - ЦУ , если после согласного Ц гласный Ё, то всегда нужно писать с буквой О
Эти правила нужно запомнить!
07.12
Как человек научился летать.
Звук [э]. Буква Э э
Звук [э]— гласный
Буква Э обозначает звук [э]-гласный звук бывает ударный и безударный.
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Экскаватор землю роет –
Трубопровод новый строит.
Весь измажется в земле,
Превратится в букву____
08.12
Русская народная сказка «По щучьему велению»-
читать и пересказывать.
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Звук [щ’]. Буква Щ щ
Буква Щ – зубная Щетка,
Непоседа и трещотка.
Никак на месте не сидит,
Зубы чистить всем велит.
1.Читать слоги со звуком [щ'].
ЩА, ЩЁ, ЩИ, ЩУ, ЩЕ, ЩО
2. Прочитаем слова.
ЧАЩА, ЩЕНОК, ЩИПЦЫ, ЩУКА, ЩЁТКА. ТРУЩОБА (трудно проходимое место в лесу).
3. ВАЖНО запомнить, что слогов ЩЯ и ЩЫ, ЩЮ не бывает.
Значит, если в словах слышится, после согласного Щ гласный Я, то всегда нужно писать с буквой А – ЩА. А если в словах после согласного Щ слышится гласный Ю, то всегда нужно писать У - ЩУ
Эти правила нужно запомнить!
4.
Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Позвала к себе леща -
От леща осталась ____
29.11
Без труда хлеб не родится никогда.
Буква Х и звуки [Х] [Х*]
«Без труда хлеб не родиться никогда»
Эта пословица рассказывает о доброжелательном и терпеливом отношении к труду.
Пословица требует особого, почтительного, отношения к труду. Чтобы прийти к успеху, нужно приложить усилие, терпение.
“Хлеб - всему голова”, - говорят у нас в народе.
Почему это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба - не может. И редко кто из нас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого батона или калача.
Буква Х захохотала:
Хоть и холодно зимой,
Я на санках не устала
Ехать с горки ледяной.
А теперь ВАЖНО запомнить, что слогов ХЯ и ХЫ, ХЁ не бывает.
Эти правила нужно запомнить!
30.11-03.12
Внеклассное чтение.
Литература для чтения вместе с родителями/слушания
Народные сказки.
Д. Н. Мамин- Сибиряк«Серая шейка». «Алёнушкины сказки»
В. И. Даль«Старик-годовик»сборник сказок
Люби всё живое.
Звуки [й’о], [’о]. Буква Ё ё.
Звук Ё — всегда ударный гласный
Буква Ё обозначает звуки [й’о], [’о].
Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.
Капли-точки добавляем,
«Ё» - мы букву так читаем.
Гласный звук бывает ударный и безударный. Прочитайте слова:
шофёр актёр ёлка овёс
Обратите внимание, что во всех словах ударение падает на слог, в котором есть звук [Ё].
ВАЖНО запомнить – звук [Ё] всегда ударный
Буква Ё обозначает два звука [Й'] и ['О] в начале слова и после гласного и один звук ['О] после мягкого согласного.
ЗАПОМНИТЕ: буква Ё всегда указывает на мягкость предыдущего согласного.
Согласный звук [Й’] и буква И краткое
Звук [й] – согласный звонкий, всегда мягкий
Г. Х. Андерсон «Снежная Королева».
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!»
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
К. И.Чуковский «Айболит»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!
Он бегает по Африке
И кушает детей -
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!
15.11
Делу время – потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч ч.
Выучить:
Звук Ч — всегда мягкий и не нуждается в дополнительном смягчении.
Буква Ч обозначает глухой согласный звук [Ч '].
Посло́вица — малая форма народного поэтического творчества.
1.Прочитайте пословицу
«Делу время, а потехе час»
Эта пословица рассказывает о том, что делу нужно уделять больше времени и сил, нежели отдыху и развлечениям
2.Прочитайте стихотворение
Букву Ч мы изуЧаем.
На уроке не скуЧаем.
Это ж надо так слуЧиться,
ОЧень любим мы уЧиться!
3.Произнесите слова с буквой Ч.
ЧАСЫ, Черника, ночь, ручка
Вывод: Звук [Ч'] всегда мягкий
4. Читать слоги со звуком [Ч'].
ЧА, ЧО, ЧИ, ЧУ, ЧЕ
5. Читаем слова
ЧА-ЩА, ЧЕ-ХОЛ, ЧИЖ, ЛЕ-ЧУ.
6. А теперь ВАЖНО запомнить, что слогов ЧЯ и ЧЫ, ЧЮ не бывает.
7.Выучить правило.
16.11
Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь
1.Буква Ь не обозначает никакого звука.
«Красна птица опереньем, а человек уменьем»
Эта пословица рассказывает о то, что птицу красит ее наряд, перья, пение. Для птицы этого вполне достаточно.
2.Читать.
Мягкий голос, мягкий шаг.
Это буква – мягкий знак.
3.Мягкий знак - показатель мягкости согласных на конце слова.
4.Помощники мягкого знака, которые обозначают мягкость согласных: гласные буквы е, и, я.
5. Рассмотрим примеры:
тетрадь, день, учитель - он стоит в конце слова после согласной и показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко ( мягкость согласного).
альбом, васильки, мальчик - мягкий знак находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко( не даёт слияния согласных звуков).
17.11
Мало уметь читать, надо уметь думать.
Буква Ш ш.
ШИ пиши с буквой И
Звук Ш — всегда твёрдый
Буква Ш обозначает глухой согласный звук [Ш].
1. Прочитать и запомнить
«Мало уметь читать, надо уметь думать»
Эта пословица рассказывает о том, что, когда читаешь нужно понимать, что ты читаешь.
За забором - хороша –
Притаилась буква Ш,
И в шкафу её найдёшь,
Если все слова прочтёшь.
2.Читать слоги.
ША, ШО, ШУ, ШЁ, ШИ, ШЕ
3.ВАЖНО запомнить, что слогов ШЫ, ШЯ и ШЮ не бывает.
Значит, если в словах слышится после согласного [ш] гласный [ы], то всегда нужно писать с буквой И – ШИ.
Если в словах после согласного [ш] слышится гласный [ю], то всегда нужно писать У – ШУ.
Если в словах после согласного [ш] слышится гласный [я], то всегда нужно писать А - ША
Эти правила нужно запомнить!
18.11
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Звук [ж]. Буква Ж ж. ЖИ пиши с буквой И.
1.Звук Ж — всегда твёрдый.
Буква Ж обозначает звонкий согласный звук [Ж].
2.Читать.
Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»!
08.11
Буква Б и звуки [Б] [Б*].
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».
Согласные звуки – в каждом согласном звуке есть шум.
То, что мы слышим – звук.
То, что мы пишем – буква.
Звук [б] – согласный, звонкий, твёрдый.
Звук [б`] – согласный, звонкий, мягкий.
Повторить-согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком, например: стра-на, ста-ди-он.Согласные звуки обозначают буквы: б, в,г,д, ж, з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.
Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь).
«Сказка о царе Салтане» - читать. Запомнить- сказка авторская, то есть написана одним человеком
Составьте скороговорку и произнесите ее быстро:
БАРАНЫ В БАРАБАНЫ БИЛИ БЕЛЫЕ
09.11
Буква Д и звуки [Д], [Д‘]»
Буква Д – это согласная буква, которая обозначает два согласных звука: [д] и [д‘]. Звук [д] – парный, звонкий, твердый или мягкий.
«Терпение и труд всё перетрут»!-отдыхать нужно только после того, как сделаешь все дела.
Повторение алфавита. Буквы алфавита перепутались! Помогите им встать на место.
СТУФХ З ИЙКЛМНОП ШЩ АБ ЪЫЬЭЮ Я Ч В ГДЕЁЖ Ц Р
Читать
Куда ты не пойдешь, везде,
Тебя догонит буква Д.
В деревне, в доме и в саду,
На чердаке, в дупле, в пруду.
В дороге дальней, под дождем,
Догонит, задыхаясь, днем,
Добром одарит добряка
И одурачит дурака.
10.11
Буква Я я. Звуки [й’а], [’а].
Буква Я – это гласная буква, которая даёт гласный звук [а], а некоторых случаях даже два звука [й‘а]. Звук [а] – гласный звук, который может быть ударным и безударным.
Россия – родина моя.
Вот дошли до буквы Я,
Эта буква крайняЯ,
Я скажу вам так, друзьЯ,
В азбуке без Я нельзЯ.
Якорь есть у корабля.
Яблоню растит земля.
Яйца курица несет.
Яркий солнце свет дает.
Яхта вышла в океан.
Яша сел в катамаран.
Читать пословицы
Русские трудом славны.
2 Жить - Родине служить.
3 Русский в словах горд, а в делах твёрд.
4 Русский догадлив, что увидит, то и сделает.
5 Русский ум – хитроум.
11.11
Буква Г и звуки [Г] [Г*]. Звук Г-согласный,парный, звонкий, твердый или мягкий.
А теперь ВАЖНО запомнить, что слогов ГЯ и ГЫ не бывает.
«Не делай того, чего другим не пожелаешь."Эта пословица рассказывает о доброжелательном и терпеливом отношении к людям. Мы всегда хотим к себе хорошего отношения. Но и другие желали бы, чтобы и к ним все относились также.Сделал добро-возвратилось добро, сделал зло – получи зло.
Учить-пословица — малая форма народного поэтического творчества.
Читать.
1 Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
2 Ты, гроза, грозись, а мы друг друга держись.
3 Ищешь помощи - сам помогай.
4 Кто скоро помог, тот дважды помог.
5 Всякая помощь хороша вовремя.
Читать на выходных.
Прочитай рассказ один раз, потом ещё раз - выразительно (не забывая про знаки
препинания).
Дима с папой шли по тропинке. Кто-то зашуршал в кустах.
- Там волк! Боюсь! - закричал Дима.
Папа заглянул под ветку калины.
- Знаешь, кто тут? - засмеялся он. - Это
ёжик. Он сам тебя боится!
********
Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?Отчего у няни
Волосы в сметане?Отчего у птичек
Нет рукавичек?Отчего лягушки
Спят без подушки?..
- Оттого, что у моего сыночка Рот без замочка.
Буква Е,е , звуки [й'э]
Дальше будет буква Е,
Тоже покажу тебе.
Ель высокая растет.
Ежевику ёж жуёт.
Едет на телеге дед.
Ему исполнилось сто лет.
Енот под кустиком живёт.
Егор на улицу идёт.
Слова начинающиеся на букву "Е": |
Е[й'э]ль,е[й'э]нот, е[й'э]хать, е[й'э]жевика. |
Буква П,п , звуки [п], [п']
Говорил недавно кто-то:
«П» похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что «П» как пень.
Слова начинающиеся на букву "П" |
Буква М,м , звуки [м], [м']
Мама — лучшее из слов,
Букву «эм» малыш готов
Изучить уже с пеленок:
«Мама, мням!» — кричит спросонок.
Слова начинающиеся на букву "М":
Март, медведь, мёд, мак, море
Буква Л,л , звуки [л], [л']
Буква Рр , звуки [р], [р']
Буква В,в , звуки [в], [в']
Буква Н н , звуки [н], [н']
Практическая работа.
Нос, сон, санки, низко, пятница, краснота, лень. |
Кони, коньки, ночь, окно, огоньки, огонь, сын, пень. |
Ан, ун, ин, ын, на, но, ну, ны,уну, ыны,ини, |
Анна, Нина, он, она, оно, они |
Былины. Никита Кожемяка
(читаем вместе с детьми)
Это нада запомнить! Былина- вид устного народного творчества. Песня, сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси.
Звуки [с], [с’]. Буква С с
Практическая работа.
Сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина.
Си, Са, Сы, Со, Су |
Чтение текста.
Звуки [т], [т’]. Буква Т т
Чтение слогов – слияний: ТЫ, ТУ, ТИ, ТА, ТО
Чтение слов:
Та – та - та – длинный хвостик у кота.
Ту – ту – ту – я расту, расту, расту.
Ти – ти – ти – веником могу мести.
Том – том –том – поиграю я с котом.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий