Русский язык
21.02.22
основа предложения подлежащее и сказуемое
Звуки – то, что мы слышим и произносим.
Буквы – то, что мы читаем и пишем.
Согласные звуки – звуки, которые состоят из шума и голоса или только из шума.
Гласные звуки – это звуки, в образовании которых участвует только голос.
11.02.22
07.02.22
Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?
Основное содержание урока
- Слова с проверяемой гласной - К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
- А Е И Я О аеияо - именно эти гласные, когда находятся в безударном положении, требуют проверки или запоминания.
- Слова с непроверяемой гласной (словарные слова) – Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых, зачастую, не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится попросту заучивать.
- Существует два способа проверки безударных гласных в корне: 1. подбор родственных слов: соли́ть — соль; закрепи́ть — кре́пкий; возду́шный — во́здух; весёлый — ве́село; зелене́ть — зе́лень, зелёный; 2. изменение формы слова: волна́ — во́лны; вода́ — во́ды; трава́ — тра́вы; окно́ — о́кна;
- Чтобы запомнить правописание словарного слова нужно написать слово три раза, поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную, и в конце записать два однокоренных слова.
- Правописание словарных слов можно посмотреть в орфографическом словаре русского языка
03.02.22
02.02.22
Сказки и рассказы развивают нашу фантазию и воображение. Мы представляем себя в самой гуще событий и приключений, описываемых автором. Что же помогает в этом автору? Что даёт ему возможность ярко представлять событие, а нам – внимательно следить и переживать его вместе с главными героями? Это – ТЕКСТ.
Задание 1.Выберите из списка недостающие слова и подставьте правильно, чтобы получился текст. (Обратите внимание, что есть лишние слова)
Пчела
Пчела летала по лугу и собирала ... Рядом с одним цветком ей повстречались две девочки. Они рассказывали друг другу смешные … Пчела долго сидела и слушала их … А потом вспомнила, что ей пора возвращаться к работе, и полетела …
1) мёд 2) цветы 3) дальше 4) истории 5) рассказы 6) пыльцу
Задание 2.Вычеркните предложение, которое по смыслу не относится к данному тексту.
Белочка
Белочка довольная возвращается из леса с полным лукошком орехов. Она очень рада, что смогла насобирать полную корзинку. Вчера весь день шел дождь. Теперь она сможет всех угостить орехами!
31.01.22
Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
27.01.22
Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что делать?
24.01.22
Тренажёр по русскому языку. Деление текста на предложения.
Разделить текст на предложения.
Ёж.
У меня в доме
жил ёж сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца но
потом стал тихонечко теснить кота тогда я решил проучить ежа но как что-то
ничего в голову не приходило но всё-таки я придумал и поставил блюдце Данилы на
небольшое возвышение Данила легко мог пить молоко а ежу никак не дотянуться до
него забавно было смотреть, как ёж бегал вокруг а Данила спокойно пил молоко он
не обращал внимания на разгневанного ежа.
21.01.22
Тренажёр по русскому языку. Деление текста
на предложения.
Подели текст на предложения.
На празднике елки.
Наступает любимый праздник детворы в школе будет утренник ребята готовят
костюмы маски головные уборы мальчики вырезают очки из бумаги девочки шьют юбки
платья из марли и вот зимний бал в зале гремит музыка легкие снежинки кружат в
танце трудно узнать ребят на маскараде кто в костюме Емели кто в шляпе в сапогах
Золушка в пляске потеряла хрустальную туфельку принц побежал по лестнице за
неизвестной красавицей бал был в разгаре радости детей не было конца.
В каких словах нужен Ь?
1)
с...тол, в..юга, к...ран
2)
л..ю, олен.., мал...чик
3)
б..ю, т..ри, солов...и
27.12.21
работа в дистанционном формате
Вспомни.
В русском алфавите всего 33 буквы.
10 гласных букв: а,у,о,ы,э,я,ю,ё,и,е.
21 согласная буква: б, в, г, д, ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.
Также существуют в алфавите ъ и ь. Они живут сами по себе и никаких звуков не обозначают.
В русском языке 42 звука. Намного больше, чем букв.
6 гласных звуков, [а],[о],[у],[и],[ы],[э]
36 согласных звуков [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й'], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
28.12.21
Звуко-буквенный анализ слова (устный разбор- учить).
Чтобы определить количество слогов, букв и звуков в словах нужно:
1. записать это слово и посчитать все знаки, из которых состоит слово.
2. Теперь надо определить, сколько гласных, а сколько согласных букв.
3.Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Слог всегда состоит из гласной и согласной букв. Их разделять нельзя.
4. Чтобы определить, сколько звуков в слове, нужно вспомнить правило: одна буква обозначает один звук. Ъ и Ь не имеют звука. Чаще всего одна буква обозначает 1 звук, но бывает и так: Ъ и Ь не имеют звука. Буквы е, ё, ю, я дают два звука в начале слова.
2 четверть
Термины, которые нужно выучить во 2 четверти
- Буква - это знак, который мы называем, пишем и читаем.
- Звук - это буква, которую мы произносим и слышим.
- Звуковая схема слова - это звуки. записанные в схему по определенным правилам.
- Транскрипция - это запись слова звуками.
- Звуко-буквенный анализ слова-фонетический разбор
Ь | Ъ |
В...юн | С...ел |
П...ю | Об...езд |
Л...ю | Под...езд |
В каких словах нужен Ь?
1) с...тол, в..юга, к...ран
2) л..ю, олен.., мал...чик
3) б..ю, т..ри, солов...и
Вспомни.
В русском алфавите всего 33 буквы.
10 гласных букв: а,у,о,ы,э,я,ю,ё,и,е.
21 согласная буква: б, в, г, д, ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.
Также существуют в алфавите ъ и ь. Они живут сами по себе и никаких звуков не обозначают.
В русском языке 42 звука. Намного больше, чем букв.
6 гласных звуков, [а],[о],[у],[и],[ы],[э]
36 согласных звуков [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й'], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
6 гласных и 36 согласных. Где ты уже видел эти цифры? Правильно! На градуснике. Температура 36,6 – нормальная температура человека. Так вот и в русском языке нормально, когда 36,6. 36 согласных и 6 гласных звуков.
Как же отличить согласные от гласных?
У согласных звуков тоже есть признаки.
Признаки согласных звуков:
- Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
- При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
- Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком: стра/на.
Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
Записывать звуки нужно в квадратных скобках.
Если звук мягкий, то сверху после звука мы ставим вот такой значок: апостроф [л’].
Мягкость парных согласных звуков обозначается на письме буквами е,ё,ю,я,и, или ь.
Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а,о,у,ы,э. Это значит, что перед этими гласными будет стоять твёрдый согласный звук.
Упражнение.
Прочитайте загадку. Запишите отгадку. Назовите, сколько мягких и сколько твёрдых согласных в каждой строчке.
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Т. Белозёров)
Прочтите стихотворение А. Шибаева про букву «Ю».
Чтобы «О» не укатилась –
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква «Ю».
Буква «Ю» и правда похожа на О.
А вот звуки, которые обозначают эти буквы – разные.
Давайте громко позовём Юру и Юлю.
Ю-у-у-ра-а! Ю-у-у-ля-а!
Какой звук Вы услышали на месте Ю? Звук [У].
Ю может обозначать один звук – У. Это происходит, когда Ю стоит после мягких согласных.
ЛЮК
ТЮЛЕНЬ
[Т*] и [Л*] звучат мягко – видите на звуковой схеме они обозначены зелёным.
Ю может обозначать 2 звука: [Й](йот) и [У]. [Й] – это мягкий согласный звук, поэтому на схеме [ЙУ] выглядят вот так:
Ю обозначает 2 звука, если стоит в начале слова или после гласной.
ЮЛА УЮТ
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Подчеркните слова, в которых буква Ю обозначает один звук [*У]
1. ЮНГА
2. КАЮТА
3. ШЛЮПКА
4. ФЛЮГЕР
Буква Ю обозначает один звук, когда стоит после согласного.
06.12
Буква Ц и всегда твёрдый звук [Ц].
Буква Ц обозначает звук [Ц] – согласный, глухой, твёрдый.
1.Письмо буквы и слов с Ц:
ЦЕ, ЦИ, ЦИРК, ЦЕПОЧКА, ЗЕРКАЛЬЦЕ.
2.Напиши предложение.
Молодец против овец, а против молодца сам овца.
07.12
Звук [э]. Буква Э э
Буква Э обозначает звук [э]-гласный звук бывает ударный и безударный.Буква Э обозначает твердость предшествующего согласного звука.
1.Письмо буквы и слов с Э:
это, эти, этот, этажи, эхо,Эдик, Элла.
2.Напиши предложение.
В этом доме два этажа.
08.12
Буква Щ и звук [Щ*]-обозначает звук [щ*] – согласный, глухой, мягкий.
1.Письмо буквы и слов с Щ:
ЩА ЩЕ ЩИ ЩУ
ЩУКА, РОЩА, ПИЩАТЬ, ЩАВЕЛЬ,ЩЁТКА.
2.Напиши предложение.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
09.12
1.Письмо изученных букв и соединений.
Юю, Цц, Эх,Ща, Щу.
2. Напиши слова, поставь ударение.
Юла, Юра, цирк, эхо.
3.Списывание с печатного текста.
Поспешишь-людей насмешишь.
Летит скворец: зиме конец.
В цветнике цветут цветы.
Щука живёт в реке.
15.11
Звук [ч’]. Буква Ч ч.
1. Подставьте слова к звуковым схемам, которые их обозначают.
Часы Грач Ручка
18.11
Буква Ж ж. Звук [ж].
Жители зоопарка - дикие животные. Они живут в больших клетках.
08.11
Буква Б и звуки [Б] [Б*].
Звуко-буквенный анализ слова (устный разбор- учить).
Чтобы определить количество слогов, букв и звуков в словах нужно: 1. записать это слово и посчитать все знаки, из которых состоит слово.
Например, слово собака. Здесь 6 букв.
2. Теперь надо определить, сколько гласных, а сколько согласных букв. Здесь 3 гласные и 3 согласные буквы. 3.Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Слог всегда состоит из гласной и согласной букв. Их разделять нельзя.
В слове «собака» 3 слога со-ба-ка.
4. Чтобы определить, сколько звуков в слове, нужно вспомнить правило: одна буква обозначает один звук. Ъ и Ь не имеют звука. Чаще всего одна буква обозначает 1 звук, но бывает и так: Ъ и Ь не имеют звука. Буквы е, ё, ю, я дают два звука в начале слова.
Когда мы произносим звук [б], который обозначает эта буква, мы ощущаем преграду для воздуха. Это значит, что звук [б] согласный. Этот звук бывает твёрдым и мягким
Звук [Б] всегда звучит звонко. Послушайте: блоха, бабушка, барсук. Этот звук бывает глухим, и у него есть пара.
Если мы произнесём звук [Б] шёпотом, то у нас ничего не получится. Вместо б скажем п. Это и есть пара. Буква Б может встречаться в разных частях слова: в начале, в середине и в конце. Бабушка, Зебра, Араб.
09.11
Буква Д и звуки [Д], [Д‘]»- согласный, парный, звонкий, твёрдый или мягкий.
Дом [дом]
Дорога [даро̀га]
Мода [мо̀да]
Бульдог [бул’док]
[Д‘]
Дерево [д’эр’ива]
Декабрь [д‘ика̀бр’]
Модель [мад‘̀э̀л’]
Пудель [пу̀д‘ил’]
А теперь давайте потренируемся! Составь схемы слов и поставь ударение.
Радуга, удача, долина, борода, погода, задача, мелодия.
Пропись.
10.11
Буква Я я. Звуки [й’а], [’а]-гласный, ударный или безударный
Буква Я – это гласная буква, которая даёт гласный звук [а], а некоторых случаях даже два звука [й‘а]. Звук [а] – гласный звук, который может быть ударным и безударным.
Давайте посмотрим, как это работает с буквой Я и звуками, которые она обозначает.
[А]
Ряд [р’ат]
Румянец [рум’а̀н’иц]
Доля [до̀л’а]
Буря [бу̀р’а]
[Й‘А]
Яблоко [й’а̀блака]
Якорь [й’а̀кар’]
Магия [ма̀г’ий’а]
Маяк [май’а̀к]
А теперь давайте потренируемся! Составь схемы слов и поставь ударение.
Якорь, ясно, ягель, яхонт, ясень, ябеда, явить.
Пропись.
11.11
Буква Г и звуки [Г] [Г*]. Звук Г-согласный,парный, звонкий, твердый или мягкий.
Давайте посмотрим, как это работает с буквой Г и звуками, которые она даёт.
[Г]
Год [гот]
Гавань [га̀ван’]
Дорога [даро̀га]
Вагон [ваго̀н]
[Г‘]
Гиря [г’ѝр’а]
Герой [г’иро̀й’]
Магия [ма̀г’ий’а]
Лагерь [ла̀г’ир’]
А теперь давайте потренируемся! Составь схемы слов и поставь ударение.
Логика, рога, загон, погоня, грамм, гений, гусли
Пропись
12.11
Письмо
Тренировочные задания на выходные.
Буква Е,е , звуки [й'э] гласный ударный или безударный
Буква П,п , звуки [п], [п'] согласный, парный, глухой, мягкий или твёрдый
Буква М,м , звуки [м], [м']
согласный, непарный, звонкий, мягкий или твёрдый
Буква Л, звуки [л] [л’]
согласный, непарный, звонкий, мягкий или твёрдый
Буква Р, звуки [р] [р’]
Буква В, звуки [в] [в’]
Буква Н, звуки [н] [н’]
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!
Твёрдый согласный обозначается на схеме синим цветом , мягкий – зелёным .
НОС НИТКИ
Буква С, звуки [с] [с’]
Спит спокойно старый слон
Стоя спать умеет он.
Буква С обозначает звуки [с] [с’].
Звук [с] согласный, парный, глухой, твердый.
Звук [с’] согласный, парный, глухой, мягкий
Твёрдый согласный обозначается на схеме синим цветом
Буква К и звуки [к] [к']
Буква К обозначает звуки [к] [к'].
Звук [к] согласный, парный, глухой, твёрдый.
Звук [к']согласный, парный, глухой, мягкий
Твёрдый согласный обозначается на схеме синим цветом
Найдите слова на букву К
Комментариев нет:
Отправить комментарий